Состоялся выпуск долгосрочной версии Blender 4.5 (LTS). Проект развивается с 1994 года и распространяется по лицензии GPL-2.0.
Главные изменения и новшестваСтабильный backend Vulkan. Впервые объявлен «production ready» и практически полностью догнал OpenGL по функциональности (OpenXR, Subdivision, USD/Hydra и др.). Для Linux‑систем нужен драйвер NVIDIA ≥ 550 или Mesa ≥ 25.3 для AMD‑GPU. По умолчанию остаётся OpenGL из‑за ряда ещё не закрытых ограничений Vulkan (VR‑производительность, работа с очень крупными мешами и т. д.)
Wayland/X11 и HiDPI. Добавлены крупные курсоры 24×24 и 32×32, а также поддержка дополнительного модификатора «Hyper», что упрощает назначение горячих клавиш под Unix‑системами.
Ускорение работы
Dependency Graph собирается до 18 % быстрее при большом числе объектов.
Ускорена загрузка текстур и запуск программы; компиляция шейдеров теперь многопоточная.
Производительность симуляции жидкостей выросла в 1,25‑1,5 раза.
Расширения интерфейса. Поддержка наклона пера графических планшетов, горизонтальная прокрутка, подсветка границ областей при перетягивании, встроенный снимок экрана для превью ассетов и др.
Новые ноды и возможности композитинга/шейдинга. Появились Vector Math/Rotate/Mix, Value Mix, Clamp, Float Curve, Blackbody, Image Info, Image Coordinates и др.; улучшена адаптивная Subdivision; добавлена возможность удаления артефактов self‑shadowing «shadow terminator» и др.
Grease Pencil, Sequencer и анимация. Новый render‑pass для Grease Pencil, SSAA‑метод, HDR‑предпросмотр, Snap‑to‑Frame‑Range, операторы Duplicate Shape Key и Update from Objects, улучшенный SVG‑экспорт с возможностью выгрузки анимаций.
Это LTS‑выпуск: исправления и обновления будут выходить в течение двух лет, до июля 2027 года.
Вышла новая версия менеджера электронных книг с открытым исходным кодом Calibre 8.6.0.
Программа позволяет читать и конвертировать электронные книги во множество форматов, поддерживает большинство современных ридеров, а также позволяет создавать и хранить огромные коллекции книг.
( читать дальше... )
Ассоциация «Отечественный софт», объединяющая свыше 300 российских ИТ-компаний, обратилась к российским властям с предложением перевести единый государственный экзамен на отечественные операционные системы, пишет РБК. ИТ-разработчики считают существующую практику прямым нарушением законов об импортозамещении, в том числе указа Президента России о безопасности критической информационной инфраструктуры. Предложение выдвинуто в письме Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» (объединяет более 300 российских ИТ-компаний, в том числе 1С, «Лабораторию Касперского» и др.) в адрес Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Министерства просвещения (Минпросвещения). Копия письма есть у журналистов РБК, ее подлинность подтвердил представитель Минцифры.
Поводом для обращения стали актуальные рекомендации по подготовке ЕГЭ в 2025 г., в которых указано, что экзаменационное программное обеспечение (ПО) должно работать на ОС Windows. В ассоциации считают, что это противоречит нормативным актам, предписывающим государственному сектору переход на отечественные ИТ-решения.
В числе предложений АРПП — адаптация экзаменационных ИТ-систем к отечественным ИТ-платформам, внесение изменений в методические рекомендации и закрепление использования российского офисного ПО, такого как «Р7 Офис» и «МойОфис», с исключением упоминаний о Windows.
Исследовательская группа METR (Model Evaluation & Threat Research) опубликовала результаты эксперимента по оценке эффективности применения AI-инструментов для написания кода. Вопреки ожиданиям, исследование показало, что AI-помощники не ускоряют, а замедляют решение поставленных задач, при том, что субъективно участники эксперимента считали, что AI ускорил их работу.
Фактически при использовании AI-помощника на решение задачи в среднем было потрачено на 19% больше времени, в то время как участники полагали, что благодаря AI смогли выполнить работу на 20% быстрее, а до начала работы считали, что AI поможет им ускорить работу на 24%. Результаты также значительно расходятся с прогнозами экспертов в области экономики и машинного обучения, которые предсказывали экономию времени при использовании AI на 39% и 38%, соответственно.
В ходе эксперимента 16 разработчикам открытых проектов, имеющим средний опыт работы с AI-инструментами, было предложено решить 246 задач, связанных с исправлением ошибок и добавлением новых возможностей. Задачи были сформированы на основе реальных issue в GitHub-репозиториях проектов, с которыми у выбранных разработчиков был опыт работы не менее 5 лет. Случайным образом часть задач предлагалось решить вручную, а часть с использованием любого AI-помощника на выбор разработчика (большинство предпочли редактор кода Cursor с моделью Claude 3.5/3.7 Sonnet).
В эксперимент, который проводился с февраля по июнь 2025 года, были вовлечены такие открытые проекты, как mito, stdlib, ghc, cabal, flair, jsdom, hypothesis, trieve, scikit-learn, gpt-neox и transformers. В среднем задействованные проекты имели 23 тысячи звёзд на GitHub, 1.1 млн строк кода, 20 тысяч коммитов и 710 участников.
Упоминаются следующие возможные причины замедления решения задач при использовании AI:
Низкое качество AI-рекомендаций - разработчики приняли менее 44% от сгенерированных AI предложений и потратили много времени на их чистку и проверку.
Излишний оптимизм в плане полезности AI и завышенные ожидания от возможностей AI-инструментов.
Большой опыт работы участников с репозиториями, для которых решались задачи. Разработчики очень хорошо ориентировались в проектах и помощь AI в этой ситуации не представляла ценности.
В эксперименте использовались слишком крупные и сложные репозитории, с которыми AI работает хуже.
Неявный контекст репозитория - AI не понимал контекст, в котором работал.
Итоговый вывод: при использовании AI-инструментов разработчики тратят меньше времени на написание кода, поиск информации и чтение документации, но данная экономия сводится на нет из-за повышенных затрат времени на формирование запросов к AI, разбор подсказок, ожидание результата, рецензирование предложений и бездействие. Вместо генерации кода время уходит на взаимодействие с AI, изучение результатов и проверку предложенного кода.
Состоялся выпуск 0.9.0 labwc — основанного на wlroots компоновщика окон для Wayland, созданного по мотивам Openbox.
В списке изменений:
Компания Google объявила об изменении организации тестирования находящихся в разработке будущих выпусков платформы Android. Прекращена публикация отдельных предварительных выпусков Android Developer Preview, вместо которых предложена отдельная постоянно существующая ветка Android Canary, позволяющая разработчикам приложений на ранних стадиях тестировать вносимые в API изменения и улучшения. Формирование бета-выпусков Android, в которых акцент делается не на ознакомлении с новыми API, а на тестировании видимой пользователю функциональности, продолжится без изменений.
( читать дальше... )
Компания ByteDance, владелец хостинга коротких вертикальных видео TikTok, сделала свой фирменный шрифт доступным под лицензией SIL Open Font License 1.1.
«Делая TikTok Sans свободным, мы открываем дверь для более глубокой интеграции и большей творческой свободы для разработчиков и глобального сообщества.» — говорится в блоге компании.
>>> Мини-сайт TikTok Sans
>>> Скачать на Google Fonts
>>> GitHub-репозиторий
>>> Узнать больше о дизайне на Grilli Type
>>> Узнать о дизайне и разработке на TypeNetwork
Под мощные фанфары к нам приехал новый релиз тайлового оконного менеджера/композитора для Wayland, основанного на библиотеках Mir, за авторством (преимущественно) Matthew Kosarek.
( читать дальше... )