Из этой статьи вы узнаете о том, как трансформеры преобразуют входные данные в контекстно-зависимые представления и, в итоге, выдают вероятности, влияющие на выбор слов, которые генерируют большие языковые модели.
Читать далееНедавно писал о настройке USB-модема Olax для подключения интернета - но у этого модема есть и другая полезная функция: получение и отправка СМС.
Несмотря ни на что, до сих пор эта функция бывает востребована - от получения всяких кодов до информации о "выгодных предложениях" операторов.
Особенность данного модема в том, что он для доступа к WebAPI требует авторизацию, хотя и довольно примитивную: ввод только пароля, после чего с адреса отправителя в течении нескольких минут можно отправлять команды.
Но ничего не мешает отправлять пароль перед каждой операцией - это сбросит предыдущее разрешение, но зато гарантирует успешность новой команды.
В любой команде рано или поздно возникает один и тот же жаркий спор: где граница между здоровыми процессами и бюрократией? Разработчики ворчат, что их заставляют заполнять задачи «ради галочки». Продакты устают от регламентов согласований. Поддержка жалуется, что «сначала надо три формы заполнить, а потом уже помочь клиенту». И почти всегда в центре этого конфликта – лидер, который сам до конца не определился, на чьей он стороне.
Читать далееВ 2025 году покупка сим-карты в салоне связи по моему мнению превратилась в юридическую рулетку. Мы приобрели номер, но при попытке регистрации в Telegram получили сообщение: «Код отправлен на другое устройство».
В статье подробно разбираю, почему предварительная проверка номера через поиск оказалась неэффективной из-за настроек приватности, какие риски несет процедура вторичного использования номеров (Recycling) для старых и новых владельцев, и как ситуация выглядит с точки зрения российского законодательства (ст. 138 и 272 УК РФ).
Читать далееИз новостей: посиделки с инди про Go-шечку, ПК-версия Helldivers 2 «похудела» со 154 до 23 ГБ, миллион продаж BALL x PIT, «Игромания» вернётся в печат, Тим Кейн вернулся в студию Obsidian, Micron отказался от потребительского бренда Crucial.
Из интересностей: техники из 90-х, хватит моделировать «на глаз», создание боевой системы в UE5, акробатические трюки Энби из Zenless Zone Zero.
Читать далееИИ-агенты на пике хайпа и обсуждений, пускай многие сомневаются, что этот тренд надолго. Согласно исследованию нашей команды Research & Insights Центра стратегии цифровых продуктов МТС, вкладываться в эту технологию и использовать ее в мире будут всё больше/чаще/активнее/быстрее/мощнее.
В полном тексте исследования проанализировали ситуацию, тренды и возможные сценарии. Разбор основных тезисов мы уже публиковали. В этой части расскажем про виды агентов — какие они бывают и для чего применяются.
Читать далееВы работаете над устоявшимся продуктом, в котором уже достигли PMF. Ваша команда выкатывает новую фичу за фичой. A/B-тесты показывают +3% к конверсии. Продакт ставит задачам статус "Done", команда получает поздравления от СРО. А через два месяца выясняется: 40% пользователей по-прежнему отваливаются на том же критичном шаге. Проблема не решена. Но в бэклоге она больше не приоритетна - там уже 47 других "важных" задач. СРО требует результат. Кажется что-то не так.
Читать далееНедавно на барахолке (вот предыдущая статья про нее) я наткнулся на Nokia N70. Это смартфон, который в середине нулевых был почти что идеальным средством общения, да еще и локальным медиацентром. Покупая этот гаджет, мы получали мощную по тем временам камеру, быстрый 3G и ощущение, что все «летает». Увидев это чудо на блошином рынке, я решил купить его, разобрать и глянуть, что там внутри. Мой девайс чуть побит жизнью, но ничего фатального. Поэтому не удивляйтесь, что на фото не «новье». Попутно расскажу, как появилась эта модель, что в ней было необычного и почему она до сих пор вызывает ностальгию у тех, кто застал ту эпоху.
Читать далееЯ уже около года занимаюсь выведением в опенсорс общего кода, который используется у нас, в Gaijin Entertainment — порой, это бывает непросто. Как с точки зрения выбора — у нас около двухсот пакетов которые считаются обобщенными, так и со стороны облагораживания кода до состояния "и людям не стыдно показать". Но, Я сюда не жаловаться пришел, а делиться опытом
Пока все обсуждали, насколько мощнее стали новые GPU, возникла другая проблема: большие модели не помещаются туда, где их пытаются запускать. Дата-центры дорожают, пропускные сети упираются в физические пределы, а зависимость от облака становится стратегическим риском. О компании, которая предлагает альтернативную инфраструктуру для ИИ.
Читать далееПредставьте мир, где искусственный интеллект обучается не месяцами, а часами, сложнейшие климатические и фармакологические модели рассчитываются в реальном времени, а безопасность данных гарантирована законами квантовой физики. Это не сценарий далекого будущего — это обозримая перспектива, ключ к которой лежит в создании фотонно-квантовых чипов. Недавно Китай заявил о разработке чипа, который, по утверждениям, способен в тысячу раз ускорить работу дата-центров для ИИ. Эта новость обнажила острейший технологический фронт нашей эпохи, где титаны науки и бизнеса ведут невидимую, но отчаянную борьбу за квантовое превосходство. Но что стоит за громкими заголовками? Где закреплены права на эти прорывные технологии? Ответ лежит в мире патентов — цифровой карте интеллектуальных сражений за будущее.
Читать далееЦифровое наследие — то, что остаётся после нас в интернете и виртуальном мире — сфера не до конца урегулированная. Что будет с аккаунтами в соцсетях после смерти человека, кому и как достанется криптокошелёк и номер телефона с доступами к банкингу?
В Apple ID предусмотрен цифровой наследник, в Google подключается функция «На всякий случай», а в Беларуси ввели механизм наследования доменов в национальных доменных зонах .BY и .БЕЛ. Но система, призванная дать наследнику время на переоформление домена, на самом деле работает иначе. Разберём механику этого нововведения и что можно сделать, чтобы не спустить в никуда наработанное годами.
Читать далееВ предыдущих двух статьях ("Геометрическая головоломка на выходные" и "Электродинамика виртуальной Вселенной") мы сначала логически вывели общую структуру пространства нашей виртуальной Вселенной — на S3, прикинули структуру электрона и фотона. Затем, в имеющемся физико-математическом аппарате, подобрали подходящую основу — ею оказалась модель Скирма. Эту модель мы расширили на всё пространство и снабдили дополнительным членом «», который обеспечил нам электродинамику, выведенную во второй статье.
В целом, пока всё выглядит неплохо. Наши друзья из виртуальной Вселенной уже осваивают получившуюся теорию на практике. Но им также нужна теория, которая описывала бы и механику их мира: камни там падают на их «Землю», планеты крутятся вокруг их светила, и вообще всё движется и вращается. У них уже постулированы три закона, которые описывают эти взаимодействия (все совпадения, как обычно, случайны!), но, воодушевлённые нашим подходом, они просят нас попробовать вывести эти законы из того лагранжиана, который у нас уже получился.
Этим мы сейчас и займёмся.
МЕХАНИКА
Прежде чем говорить о законах механики, нужно договориться о том, что именно в нашей фазовой модели играет роль «материальных объектов». В привычной нам школьной механике тело можно считать маленькой точкой, у которой есть масса, скорость и траектория. В нашей виртуальной Вселенной такого роскошного упрощения нет: точек там не существует, есть только фазовое поле U(x) и его конфигурации. Материальный объект в этом мире — это устойчивый вихрь фазового поля. Мы уже сталкивались с одним таким вихрем, когда выводили модель электрона: это локализованная, стабильная, топологически защищённая конфигурация U(x), которая имеет конечную энергию, конечный размер и не может исчезнуть без разрыва поля. Если в пространстве есть несколько таких вихрей, они взаимодействуют через своё поле, а их движение — это просто эволюция распределения энергии фазовых деформаций. То, что в обычной физике называют «телами», здесь является ансамблями вихрей. Большой объект — это множество фазово связанных конфигураций, у которых есть общий центр масс, общая энергия и общее движение. Именно с такими объектами мы и будем работать. Законы механики должны быть не чем-то постулируемым, а следствием того, как вихрь как цельная конфигурация реагирует на деформации фазового поля.
Читать далееПривет, Хабр!
Многие во Flutter привыкли собирать интерфейс из виджетов, не задумываясь, как они вообще устроены. Действительно, стандартных виджетов хватает почти на всё. Почти. Иногда возникает задача, где готовых решений нет или их производительности недостаточно. В такие моменты хочется залезть в движок Flutter и написать что-то своё на уровне рендеринга. Звучит немного страшненько, но я посмотрим, как сделать собственный RenderObject (конкретно RenderBox) с нуля.
Читать далееНедавно провели стрим, где собрались специалисты, у которых ИИ не в презентациях, а в production. Провели разговор про галлюцинации моделей и про будущее разработки с ИИ. Ниже основные мысли — получился материал про три уровня работы с ИИ (вайб-кодинг, ИИ-ассистированная разработка и промышленный конвейер), про экономику вопроса и про то, почему галлюцинации — это не приговор, а управляемый риск.
Читать далееЧто такое контактная линза в вашем представлении? Многие мои друзья, которые линзы не носят, почему-то считают, что они жесткие. И задают мне странные вопросы: «А глаза не царапает?». «А не больно?». И потом еще ежатся: «Бррр, как ты их надеваешь?».
Я привык. В линзах я хожу почти четверть века (с 15 лет), так что меня не удивляют странные вопросы и диковатые предположения людей «не в теме». Когда-то давно линзы стали для меня настоящим спасением. Они куда удобнее очков, а мой постоянно растущий минус внезапно замер и не ухудшается те же 25 лет.
В этой статье я хочу рассказать историю столь необычного и неочевидного медицинского гаджета. При том, что линзы настолько плотно вошли в нашу жизнь, что нас уже не удивляет, когда кто-то вставляет себе под веко кусочек пластика.
Кто первый додумался засунуть оптический прибор в глаз? И как он до этого додумался? Из чего были первые линзы? И почему сейчас через них можно даже дышать? Все ответы ниже.
Читать далееПривет, Хабр!
Знаете, что объединяет разработчика из стартапа, архитектора банковской системы и техлида платежного сервиса? Все они хотя бы раз материлась над интеграцией, которая должна была занять день, а растянулась на месяц. Легаси не подружилось с новой системой, протоколы оказались несовместимы, а документация — устаревшей на три года.
Читать далееПривет, Хабр!
Я двадцать лет работал в руководстве ИТ в банках и страховых компаниях. За это время через меня прошли десятки проектов заказной разработки. Некоторые из них я вспоминаю с гордостью. Некоторые — с содроганием.
Читать далееВсё началось с внутреннего предложения на работе присоединиться к отделу по развитию и поддержке веб-сайтов (название другое, но это их обязанности, поэтому написал так). Это была одновременно лестная и пугающая перспектива. Возможность работать над реальными проектами манила, но мой опыт в веб-разработке был скорее теоретическим. Я понимал, что для старта мне нужен был собственный, понятный проект, который стал бы началом.
И тут я вспомнил о своей идее сделать сайт для консольной реализации шахмат на Python. Это была сухая игра, написанная на Pygame для двоих программистов, но не для людей, так как её нельзя было запустить на других устройствах. И у меня родилась идея: а что, если превратить этот скелет игры в веб-приложение на JS?
Из минусов было только то, что моя игра написана на языке Python, а для работы мне нужен JavaScript, и я решил, что это не проблема, и начал переписывать готовую логику на новый язык, параллельно добавляя новые функции.
Идея зацепила сразу, представьте: вы переносите свой проверенный, рабочий кейс, у которого вся шахматная логика (проверка ходов, матов и пат) уже работает и ничего нового придумывать не надо, нужно только сделать интерфейс для браузера и все новые идеи (например, таймер).
Читать далееВсем привет! CLI-инструменты являются неотъемлемой частью любого PHP-фреймворка, они удобны для выполнения службных операций. В данной статье поговорим о том, какой инструментарий предоставляет нам Битрикс для разработки и обслуживания сайтов.
Читать далее