В версии PHP 8.5 появился оператор |> — так называемый pipe operator. Он давно используется в других языках (F#, Elixir, OCaml) и активно применяется в JavaScript. Его основная цель — упростить передачу результата одной операции в следующую, делая код более читаемым и линейным.
В этой статье рассмотрим историю появления оператора, его устройство, корректные способы использования, а также ошибки, в которые чаще всего попадают разработчики.
Читать далееКак возникает продажа в промышленном b2b-секторе? Почему продавец должен стать экспертом отрасли, чтобы убедить покупателя расстаться с деньгами в кризисные времена?
Продажа в b2b-сегменте обусловлена двумя факторами.
Читать далее
Привет! С вами Ярослав Хныков — senior ML engineer в Авито. В статье расскажу, как мы повысили разнообразие и релевантность рекомендаций на главной странице. Материал будет особенно интересен специалистам, которые работают с рекомендательными системами.
Читать далееМы живем в мире, в котором психические «надломы» постепенно становятся чем-то вроде простуды или вируса герпеса. Есть у каждого, и при существенных перебоях готовы обратиться в серьезную проблему. Однако, не только новости, политика и экономика шатают нашу нервную систему. Краеугольный камень – это гены. И один из них критически важен для стабильной психики.
Читать далееВ статье описываю практический опыт построения корпоративного ИИ‑ассистента: от структуры базы знаний и графовой модели до фильтрации контекста и контроля версий. Материал будет полезен продактам, архитекторам, маркетологам и всем, кто внедряет ИИ в бизнес‑процессы.
«Garbage in — garbage out», как мусор в корпоративной Базе Знаний мешает корректной работе ИИ и как мы предлагаем это исправить.
Сегодня многие компании внедряют ИИ‑агентов по упрощённому сценарию: загружают PDF‑регламенты, Excel‑прайсы и архивы переписок в векторную БД, после чего ожидают, что модель будет корректно отвечать на вопросы пользователей.
Такой подход, известный как Naive RAG, в большинстве случаев приводит к нестабильным результатам: несогласованные ответы, ошибки в тарифах, применение устаревших инструкций.
Причина — не в возможностях моделей: современные LLM хорошо работают с контекстом. Проблема — в структуре данных, которые подаются на вход. Если знания представлены в виде фрагментов без связей, версий и семантической целостности, то на выходе появляется то, что обычно называют «галлюцинациями».
Читать далееВ воскресенье с утра на почту пришло письмо от меня. В нём сообщалось что на Жорике проблема с диском: Device: /dev/sdd [SAT], ATA error count increased from 1 to 3
Подключился, проверил, 3 ошибки в одном и том же секторе. RAID массив с ними справился. Но диск похоже пора менять.
Сначала попробовал записать ноли в проблемный сектор, может диск сможет использовать резервы. Но увы, это не помогло. Ладно, в статистике указано, что диск работает уже почти 6 лет. Пора ему на покой.
Пошёл смотреть что я могу приобрести и очумел. HDD на 1 Тб стоят 10000 рублей!!! В начале года покупал Seagate Barracuda на 1 Тб за 3500 и думал что дороговато. Видимо такие ценники связаны с указом проверять фуры на границе Казахстана, выяснилось что большинство товара ввозится без документов. Прощай дешёвый китайский импорт.
В интернетах пишут про выросшие в три раза ценники на оперативку и жёсткие диски из-за дата центров.
Делать нечего, съездил, купил, Seagate SkyHawk ST1000VX013 за 9799 рублей.
Читать далееПривет, Хабр!
Сегодня я хочу поговорить про SFINAE, загадочную аббревиатуру из C++. Расшифровывается SFINAE не менее загадочно: Substitution Failure Is Not An Error, по-русски: «неудавшаяся подстановка — не ошибка». Сейчас рассмотрим, почему это правило появилось, как оно работает и как мы можем использовать его себе во благо.
К механике SFINAEЗдравствуйте, дорогие читатели.
В первой части мы начали разбирать квантовую механику виртуальной Вселенной. (Предысторию вы можете найти в предыдущих статьях цикла: «Геометрическая головоломка на выходные», «Электродинамика виртуальной Вселенной» и «Механика виртуальной Вселенной»).
Там мы уже разобрались с тем, откуда берётся волновая функция, почему возникают дискретные уровни энергии и каким образом появляется интерференция — без мистики, а исключительно как следствие фазовой геометрии. Но всё это, по большому счёту, была ещё «волновая» сторона квантовой механики.
Во второй части мы подходим к самым странным и самым спорным эффектам, о которых нам рассказали жители виртуальной Вселенной — тем самым, которые в привычной физике считаются по-настоящему «квантовой магией». Именно здесь появляются вероятность, измерение, коллапс, спин и принцип неопределённости. И именно здесь наша фазовая модель проходит самый жёсткий тест на состоятельность.
Наша задача остаётся той же самой: не постулировать эти эффекты отдельно, а попробовать понять, могут ли они естественным образом вытекать из той же самой фазовой динамики, которую мы использовали для электродинамики и механики.
Итак, поехали.
КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА (продолжение)
За 6 недель я автоматизировал работу музыкального театра, создав AI-ассистента на базе n8n и LLM. Ванесса общается с 50 родителями на естественном языке, обрабатывает платежи, обрабатывает платежи, информирует о расписании занятий и концертов — заменила целую штатную единицу. Расходы — 150 рублей в месяц.
В статье — 13 практических рецептов с кодом, схемами workflow и конкретными цифрами. Все решения придуманы и отшлифованы в боевых условиях. 8 AI-агентов, расходующих 10-12 млн токенов в месяц на службе искусства.
Читать далееПри разработке Flutter-приложений быстро возникает необходимость выполнять долгие операции: загрузку данных из сети, обращение к базе, работу с файлами, вычисления и т.п. Если делать это синхронно, основной поток блокируется, интерфейс «зависает», а пользователь видит «замороженный» экран. Асинхронное программирование в Dart позволяет вынести такие операции из UI-потока, не блокируя интерфейс и сохраняя приложение плавным и отзывчивым.
В данной статье мы расскажем, как во Flutter использовать ключевые инструменты асинхронности Dart — Future, async/await, Stream, а также многопоточность через Isolate — и покажем, как применять их на практике в реальных приложениях.
Читать далееВ статье полный разбор архитектуры, алгоритмы scoring, примеры кода и расчёт экономики.
Один STT-сервис дал 60-70% точности на специфической лексике (топонимы, названия улиц, профессиональные термины). Два сервиса параллельно + взвешенное голосование + AI-fusion для спорных случаев дали 95%+ точности. Время обработки 5-8 секунд.
Создать своего виртуального двойника сегодня можно без камеры, студии и продакшена. Достаточно одного фото и пары инструментов. В итоге получается персонаж, который похож на вас, говорит вашим голосом и подходит для Reels, Shorts, TikTok, презентаций и обучающих видео.
Сегодня постарался подготовить и структурировать для вас гайд, в котором рассказал о том, как создать своего виртуального персонажа от фото до финального ролика.
Поехали.
Читать далееПродолжаю серию публикаций про наши Java-онлайн курсы. Предыдущие посты:
Тесты на дженериках. Параметризация AssertJ и сравнение Json через объекты
Контроллеры на дженериках: пишем кода в 3 раза меньше
Миграция Java Spring Boot на Kotlin
Как многие знают, недавно вышел Spring Boot 4 / Spring 7.0. В постах компании@spring_aio есть несколько статей по новому функционалу.
Я мигрировал наш небольшой учебный демо-проект Spring Boot 3.x HATEOAS (ссылка на GitHub) на Spring Boot 4 и добавил API версионирование. В статье даю ссылки на новый функционал, описываю шаги миграции и код проекта. Буду рад читателям:)
Читать далееПрезидент РФ 28 ноября подписал закон о налоговой реформе. На что обратить внимание ИТ-бизнесу, отменяют ли льготы по НДС? Смогут ли резиденты «Сколково» применять ИТ-льготы? В статье разберу не только изменения в налоговом кодексе, но и сделаю краткий обзор всех доступных налоговых режимов для ИТ-компаний, чтобы вы могли сравнить и посчитать нагрузку на следующий год.
Читать далееПредставьте: на заводе в Тобольске сломалась установка иностранного производителя. Нужен их эксперт. Он находится в Китае или в лучшем случае в Москве. Пока оформят визит, пока доберется — минимум трое суток. Установка стоит. Производство теряет миллионы рублей каждый день.
Один выезд такого специалиста стоит от 500 тысяч до миллиона рублей. А таких ситуаций десятки в год на каждом заводе...
Читать далееВ последние недели на рынках усилилась тревога по поводу устойчивости бума искусственного интеллекта. Отчасти её подогрела та мысль, которую допустила Сара Фраер, финансовый директор OpenAI. Фраер заявила, что было бы неплохо иметь гарантию государственной поддержки для строительного проекта, в рамках которого OpenAI разворачивает дата-центры на $1,4 трлн.
В тот же день в посте на LinkedIn Фраер поспешила отыграть свои слова обратно: якобы имелось в виду лишь то, что в развитии ИИ в США должны принимать государство в комбинации с частным сектором и что OpenAI государственных гарантий по своим инфраструктурным обязательствам не добивается. Этим заявлением Фраер пыталась погасить волну возмущения, но лишь сильнее запутала в вопросе, как этот по сей день убыточный стартап собирается расплачиваться по огромным обязательствам по дата-центрам и микросхемам для ИИ.
Сэм Альтман написал в приложении для всего на свете X: «У нас нет и мы не хотим государственных гарантий для дата-центров OpenAI. Мы считаем, что правительства не должны выбирать победителей и проигравших, а налогоплательщики не должны выручать компании, которые принимают плохие бизнес-решения или по другим причинам проигрывают на рынке».
Читать далееВ настоящей статье предлагается рассмотрение классического процесса аналоговой фотографии не как художественной или технической дисциплины, а как физической реализации квантового измерения и вычисления. Мы устанавливаем структурный изоморфизм между этапами формирования серебряно-желатинового отпечатка и фундаментальными постулатами квантовой механики.
Сценарное освещение трактуется как начальное квантовое состояние, оптико-механическая система камеры — как оператор наблюдения, а фотохимическая эмульсия — как среда, осуществляющая необратимую декогеренцию и усиление. Ключевые квантовые концепции — волновая функция, коммутационные соотношения, матрица плотности, вероятность перехода — получают прямые операциональные аналоги в фотографических параметрах: выдержке, диафрагме, статистике зерна, характеристической кривой и химических константах проявления.
Статья даёт строгое математическое описание этих процессов, вводя и детально разбирая ряд физических формул — от правила Ферми для поглощения фотона до соотношения неопределённостей «время–энергия» для объяснения дробового шума. Цель — предложить инженерам, специалистам по обработке сигналов и материаловедам новую, интуитивно-физическую модель для понимания квантовых принципов через детерминированные технологические процедуры. Мы показываем, что фотографическая система является законченным аналоговым компьютером, материально вычисляющим квадрат модуля волновой функции падающего излучения.
Читать далее
Это третья статья из цикла по разработке ОС на С++. В данной статье я познакомлю читателя, с прерываниями x86 реализуем ее поддержку. Добавим работу с клавиатурой. Познакомимся с такими устройствами как PIC и напишем код для работы и инициализации. Я так же буду делать упор, на абстракцию и высокоуровневый код.
Заходите будет интересно.
Читать далееВ SEO часто создается впечатление, что успех держится на «секретных скриптах» и «внутренних парсерах», которые дают какое-то особое преимущество.
На практике всё иначе.
Мы не используем собственные парсеры и не строим сложных автоматизаций.
В основе — чистая логика, прицельный анализ и корректная работа с семантикой.
Ниже описываю наш реальный рабочий процесс, который применяется в агентстве каждый день.
1. Сбор семантического ядра как отправная точка
Мы начинаем с формирования полного ядра запросов, которое отражает реальный спрос по нише.
Задача — не просто собрать ключи, а понять:
Вообще-то на Хабре уже были статьи про Go-ассемблер, но они перегружены мудрёными терминами, разной низкоуровневой спецификой и не дают ясного понимания когда и зачем нам помогут помочь ассемблерные функции.
В этой статье я постараюсь дать больше сути, необходимый минимум, чтобы стало ясно, в каких случаях и зачем нам может помочь ассемблер в Го. Ну и с чем его едят.
Читать далее