Habr.com

Syndicate content Хабр
Все публикации подряд на Хабре
Updated: 1 hour 53 min ago

Delta-Rle-Huffman (DRH) Texture Format

8 hours 51 min ago

Всем привет! В этой статье я опишу алгоритм работы формата сжатия изображений без потерь. Сжатие использует известные методики, которые и дали ему название. Проект начинался с простых экспериментов, которые вышли из под контроля. Не смотря на то, что формат чаще сжимает лучше чем png, никакого практического применения этот формат не имеет, оставаясь чисто академическим.

Внимание! В статье много картинок.

Кому интересно, добро пожаловать под кат!

Новые горизонты: японская компания научилась производить 400-слойную флеш-память 3D NAND. Что это за технология?

Mon, 05/20/2024 - 21:36

На днях стало известно, что японская компания Tokyo Electron смогла разработать современный метод выпуска чипов 3D NAND. В них используется пространственная компоновка с вертикальными соединениями между слоями в отдельных микросхемах. Соответственно, достижение японцев даёт возможность увеличить количество слоев памяти до 400. Подробности — под катом.

Читать далее

Полгода задает изощренные вопросы как начать программировать, но не написал даже Hello, world

Mon, 05/20/2024 - 21:27

Я не понимаю, как на это реагировать. Некий товарищ полгода спрашивает у меня советы как начать с Verilog/FPGA/ASIC, но при этом ничего не начинает, хотя его вопросы становятся все более экзотическими. Чтобы было понятнее, опишу как бы это выглядело для программирования. Предположим к вам пришел молодой человек и спрашивает как научиться программировать. Вы ему говорите что-нибудь типа:

"Сесть за компьютер, написать и запустить программу Hello, world. Одновременно скачать книжку с описанием языка и базовых приемов и читать ее в общественном транспорте, перед сном и в приемной у зубного врача. Периодически садиться за компьютер, написать и отладить программы: сортировки массива, игры Жизнь, ханойских башень итд. С выводом на текстовый терминал, окно в GUI или веб-страницу - по вкусу. Далее вы поймете в какую сторону копать или не идти в это дело вообще."

Молодой человек вас горячо благодарит и уверяет как он сильно хочет стать настоящим программистом. Потом он Hello, world не пишет и никакой книжки читать не начинает, но последовательно спрашивает у вас:

Читать далее

[Перевод] Сумасшествие «Артемиды» или почему она обречена на провал

Mon, 05/20/2024 - 20:00

Более полувека назад, 7 декабря 1972 года, с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета, уносящая к Луне трех астронавтов и луноход. После трехдневного полета двое из них спустились на поверхность Луны в хрупком посадочном модуле. В течение трех дней астронавты исследовали лунный ландшафт, собирали образцы пород и испытывали луноход. Затем они вернулись на орбиту, где их ждал третий член экипажа. Вместе они отправились обратно на Землю, приводнившись в южной части Тихого океана 19 декабря 1972 года. Эта миссия, получившая название «Аполлон-17», стала последним на сегодняшний день случаем, когда человек покидал пределы низкой околоземной орбиты.

NASA планирует вернуть американских астронавтов на Луну в конце 2026 года в рамках миссии «Артемида-3». Подобно «Аполлон-17», два астронавта проведут около недели на лунной поверхности, собирая образцы и делая памятные селфи. Однако, в отличие от исторической миссии, «Артемида-3» будет осуществлена без лунохода.

Несмотря на внешнюю схожесть с «Аполлон-17», «Артемида-3» значительно отличается по сложности и стоимости. В то время как «Аполлон-17» была запущена одной ракетой и стоила $3,3 миллиарда (в пересчете на 2023 год), «Артемида-3» потребует десятка запусков тяжелых ракет и обойдется в астрономическую сумму, которую NASA отказывается раскрывать. По оценкам экспертов, стоимость миссии может достигать 7-10 миллиардов долларов.

Сложность «Артемиды-3» поражает: одноразовый посадочный модуль станет самым тяжелым космическим аппаратом в истории, а научный результат миссии – небольшая коробка с лунными образцами – будет меньше, чем у «Аполлона-17». Более того, вся программа зависит от технологий, которые еще предстоит разработать и протестировать в течение ближайших полутора лет.

Возникает закономерный вопрос: если мы смогли отправить человека на Луну полвека назад, почему это так сложно сделать сейчас, учитывая технологический прогресс?

Читать далее

[Перевод] Генеративный ИИ в Android и эффективность фоновой работы приложения — важное с Google I/O 2024

Mon, 05/20/2024 - 18:57

Всем привет! Меня зовут Тимур, я Android-разработчик в KTS

Состоялась конференция Google I/O, и наша команда решила выпустить обзор докладов. В этой статье — про интеграцию передового генеративного ИИ в Android-приложения, который предлагает идеальные ответы или даже делает сводку по вашей аудио записи. Также спецы из Google дали практические советы по оптимизации фоновой работы приложения для увеличения времени работы от аккумулятора.

Читать далее

Apache Superset 2024. Лучшие практики

Mon, 05/20/2024 - 18:20

Привет, Хабр! Меня зовут Антон, я работаю аналитиком в отделе бизнес-аналитики и анализа доходности в ОТП Банке. В нашей новой статье мы погрузимся в мир Apache Superset 2024 и откроем вам лучшие практики и продвинутые методы работы с этим мощным инструментом. После прочтения вы научитесь мастерски кастомизировать Pivot-таблицы, создавать уникальные цветовые палитры для дашбордов, эффективно настраивать систему алертов и использовать удобные CSS/HTML-шпаргалки для ускорения работы. Эти знания помогут значительно повысить эффективность использования Apache Superset, делая вашу аналитическую работу не только производительной, но и визуально привлекательной. Итак, поехали.

Читать далее

IT для Госплана: как в СССР пытались внедрять компьютеры после Великой отечественной войны

Mon, 05/20/2024 - 18:14

В предыдущей части мы подробно рассказали о довоенных опытах внедрения ЭВМ в СССР. После окончания Второй мировой войны наступает компьютерная эпоха. Как известно, первая в мире ЭВМ ENIAC была построена в Америке в 1945 году и в 1946 году запущена в эксплуатацию — в военных целях, разумеется. В СССР это произошло на пять лет позже, и, что интересно, до сих пор идут споры, кто же был у нас первым, хотя уже четверть века как это точно известно.

Читать далее

[Перевод] Compiler Explorer — уникальный проект для исследования компилируемого кода

Mon, 05/20/2024 - 18:00
Этот пост посвящён замечательному инструменту, полезному для каждого, кто интересуется компиляторами или архитектурой компьютеров. Это Compiler Explorer, который я в дальнейшем будут называть CE.

CE — потрясающий инструмент. Если вы с ним не знакомы, то прервите чтение и перейдите на веб-сайт CE, где вы увидите примерно такой экран:

Предупреждение: вы забираетесь в «кроличью нору», на которую можете потратить несколько часов своего времени.


В основе CE лежит очень простая идея. Достаточно ввести исходный код в левую панель, и сайт мгновенно покажет вам на правой панели скомпилированный результат (обычно на языке ассемблера).

CE поддерживает 69 языков, более двух тысяч компиляторов и широкий спектр архитектур, включая x86, arm, risc-v, avr, mips, vax, tensa, 68k, PowerPC, SPARC и даже древний 6502.
То есть теперь для просмотра результата работы компилятора достаточно открыть godbolt.org и скопировать туда блок кода.

Это само по себе удивительно, но у CE есть гораздо больше возможностей. Это инструмент, который должны знать все интересующиеся компиляторами и архитектурами компьютеров. В статье мы сможем лишь поверхностно рассмотреть функции CE. Вам стоит самим перейти на сайт CE и попробовать всё самостоятельно. Читать дальше →

Я выгорел как программист и сделал из хобби бизнес. Теперь продаю на 37 млн в год на маркетплейсах

Mon, 05/20/2024 - 17:59

Мне 42 года, и я, как обычный айтишник, в 35 уже окончательно выгорел. В группах цветоводов я подружился с химиком, и в декабре 2021-го года мы решили открыть производство удобрений и грунтов для комнатных растений.

Обычно домашнее цветоводство воспринимается как «хобби для олдов», простые кактусы или фиалки. Все помнят школьную полуживую зелень на шкафах и подоконниках. На самом деле рынок комнатных растений – это миллиардные обороты. Сегодня о нем.

Читать далее

Фабрика для std::variant: как объединить compile-time и run-time, чтобы получить выигрыш от обоих

Mon, 05/20/2024 - 17:42


Привет, Хабр! Меня зовут Михаил Полукаров, я занимаюсь разработкой Desktop-версии пользовательского приложения для совместной работы сотрудников с любого устройства VK Teams

Если вы тоже работали с большими проектами, где активно применяются объектно-ориентированные паттерны проектирования, то наверняка знаете о быстро нарастающей лавине кода. Такой код сложно писать, изучать и тем более поддерживать. Сегодня я расскажу, как удалось избежать таких сложностей. Поделюсь, как можно использовать современный С++, чтобы совместить compile-time и run-time исполнение, не потеряв при этом в производительности и выразительности кода.
Читать дальше →

Как мы писали собственное программное обеспечение для IP-камер «Рувер»

Mon, 05/20/2024 - 17:23

На этот раз расскажем почему не стоит продавать продукт до релиза, почему “просто скопировать все у китайцев” — не работает, и зачем спрашивать о врожденных заболеваниях у разработчика, ответственного за профили цвета и баланс белого!

Читать далее

От виноградных прессов к цифре. Технологии, которые изменили печать

Mon, 05/20/2024 - 17:11

Печать традиционно была сложным техническим процессом. Еще до изобретения Гутенберга изготовление бумаги, чернил и оттисков требовали незаурядных знаний. После появления подвижных литер печать стала одной из важнейших сфер бизнеса, где в первую очередь применялись технические инновации: паровые механизмы, электричество, фоточувствительные материалы, лазер и другие.

Читать далее

ИТ-ландшафт производства на 17 тысяч человек

Mon, 05/20/2024 - 16:00


Привет, Хабр! Меня зовут Алексей, и я отвечаю за то, чтобы айти на нашем заводе в Выксе работало. Локальные нужды обслуживает моя команда больше сотни человек, нам помогают команды общих сервисов для группы компаний.

У нас всё как у всех, но есть своя заводская атмосфера.

Поэтому, когда звонят из цеха и говорят, что компьютер сломался, это может означать что угодно. Например, последний раз это был бортовой компьютер на тепловозе.

Мы росли с обычных «кондовых» контроллеров до четырёх уровней ИТ-систем. Мы обвешивали всё мониторингом (сейчас несколько тысяч точек под постоянным слежением), и да, конечно, у нас были инциденты высокой степени критичности. Много. От первой — высшей — у меня случается нервный тик, от второй — шевелятся волосы на голове, про третью мы узнаём из почты на следующий день.

Пример высокой критичности — экскаваторщик лёгким движением джойстика порвал 9 телефонных сотен и 8 сборок оптических кабелей. Это был тот год, когда про аварию мы узнавали по стационарному телефону, но он молчал. Зашёл коллега, сообщил:

— Бери куртку, пойдём бить экскаваторщика.

Мужик парализовал работу целого цеха. Связь с диспетчером завода была потеряна, а это как выйти в открытый космос и потерять связь с МКС. И началась веселуха — в ход пошли все запасы ПРППМ и витой пары. Только к вечеру на времянках восстановили связь, к ночи заварили оптику.

Заходите, расскажу, что у нас как у всех, а что со своей спецификой. Читать дальше →

地形图非线性保密处理算法, или что не так с картами Китая на спутниковых снимках

Mon, 05/20/2024 - 15:51

Китай — это не просто другая страна. Это другой мир. Необязательно ехать туда, чтобы убедиться в этом. Иногда достаточно зайти в интернет. Например, использовать Google Maps или другие сервисы, чтобы открыть карту Китая. И тогда можно заметить, что расположение объектов (дорог, рек, достопримечательностей и многого другого) на карте и на спутниковых снимках, мягко говоря, не совпадает.

В этой статье хотелось бы рассказать, почему происходит такая путаница и что из этого следует. Читать дальше →

Непривычный менталитет, трудоголизм и внезапные увольнения: как выглядит работа в американской компании

Mon, 05/20/2024 - 15:38

Мы узнали сколько зарабатывают программисты его уровня в США и можно ли найти работу, не зная английского языка. Александр рассказал нам, из-за чего русских считают токсичными и почему румынский коллега сначала делает задачи российского сеньора и только потом — индийского руководителя.

Читать далее

Google Search: от идеи до доминирования в Интернете

Mon, 05/20/2024 - 15:16

Прямо сейчас я пишу эту статью в одном из реально удобных сервисов Google Docs. Да и каждый из нас по много раз в день контактирует с каким-то сервисом Google: просматривает почту на Gmail, смотрит ролики на YouTube, ищет информацию в Chrome, пользуется смартфоном на Android и так далее. В общем, Google вряд ли нуждается в представлении.

Но есть у компании и провальные проекты вроде Google Glass. Еще на нее сыплются многочисленные иски от недовольных пользователей, а правительства выписывают многомиллионные штрафы за монополизацию. Тем не менее этот гигант стоит крепко и падать не собирается. Например, недавно Google включился со своим Gemini в нейросетевую гонку с OpenAI.

А ведь компании могло и не случиться, если бы не настойчивость двух студентов, которые создали лучшую поисковую систему в мире. О них и их главном детище — наш сегодняшний рассказ.

Читать далее

Как создать аудиоплеер. Часть 1. Что под капотом

Mon, 05/20/2024 - 14:41

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Булгаков, я Android-разработчик в HiFi-стриминге Звук, и я расскажу, как можно создать аудиоплеер в приложении. Поговорим об инструментах разработки и устройстве плеера —  разберем его «анатомию», компоненты и их применение, а также способы улучшения звука с помощью эквалайзера.

Для вашего удобства гайд разделён на несколько основных частей. В первой расскажу об актуальных инструментах разработки плеера и о том, что у него «под капотом».

Поехали!

Читать далее

Как мне взбрело в голову свой Notion-like редактор написать

Mon, 05/20/2024 - 14:26

Мне в голову пришла идея пет-проекта, который изначально никак не был связан с текстовым редактором. Однако, в процессе работы все дошло до того, что пользователям нужно где-то набирать текст. Я люблю Notion и пишу там много и часто, поэтому решил сделать похожий (но сильно упрощенный) редактор в своём проекте. Не столько из нужды, сколько из любопытства, ведь я никогда не занимался ничем подобным и мало что знал о том, как писать текстовые редакторы.

В статье хочу рассказать про атрибут contenteditable у HTML-элементов, про сопутствующие проблемы при его использовании, про кастомное форматирование и про работу с выделенными участками текста.

Читать далее

Open AI заплатит за нарушение авторских прав и «галлюцинации» Chat GPT?

Mon, 05/20/2024 - 14:22

Над OpenAI — разработчиком искусственного интеллекта и Chat GPT, сгустились тучи. С середины 2023 года против компании и её основного инвестора Microsoft было возбуждено более дюжины громких судебных процессов и правительственных расследований в разных странах. Истцы утверждают, что компания нарушает закон об авторском праве, обучая алгоритмы искусственного интеллекта. Илон Маск подал в суд на OpenAI за отказ от первоначальной некоммерческой миссии, а государственные регуляторы в США, ЕС и Великобритании расследуют, нарушила ли компания законы о конкуренции, ценных бумагах и защите прав потребителей.

Читать далее

[Перевод] Заставляем машинное обучение делать «брррр» через понимание базовых принципов компьютерных систем

Mon, 05/20/2024 - 14:05

Итак, вы хотите улучшить эффективность работы своей модели глубокого обучения. Как подойти к такой задаче? Народ в таких случаях часто набрасывается на «сборную солянку» из всяких хитрых приёмов, которые, вроде бы, кому‑то когда‑то помогли, или хватает что‑то, встреченное в каком‑нибудь твите, вроде «Используйте операции, изменяющие исходные данные! Задайте значение None для градиентов! Устанавливайте PyTorch 1.10.0, но ни в коем случае не 1.10.1!».

Понятно — почему люди часто прибегают к таким вот спонтанным действиям в подобных ситуациях. Ведь «эффективность работы» современных систем, их «производительность» (в особенности — систем глубокого обучения) часто кажутся нам понятиями, которые ближе к алхимии, чем к науке. Тем не менее — рассуждения о производительности, в основе которых лежат базовые принципы работы компьютерных систем, способны устранить надобность в широком круге «магических» приёмов и в результате значительно облегчить путь к решению проблемы.

Читать далее

Who's online

There are currently 1 user and 1 guest online.