Habr.com

Syndicate content Хабр
Все публикации подряд на Хабре
Updated: 57 min 16 sec ago

Игра в имитацию: как разрабатывать и отлаживать ПО для процессора, которого нет

2 hours 25 min ago

Разработка процессора и вообще программируемых микросхем — процесс сложный и длительный. От старта проектирования до получения первых образцов в кремнии проходит больше года. При этом ПО желательно писать и отлаживать параллельно процессу производства, чтобы оптимизировать сроки выхода продукта. Но как это делать, если «железо» еще не на руках или оно есть в очень ограниченном количестве, а нужно многим? 

Спойлер: делать имитацию. О том, какие подходы существуют и как выжать из них максимум эффективности для имитации сложных многоядерных систем, рассказали инженеры-программисты отдела разработки системного ПО YADRO Светлана Бурлака и Александр Солдатов.

Читать далее

250 млн за дауншифтинг. Как экономист уехал в деревню производство поднимать

2 hours 36 min ago

Я получил экономическое образование, торговал на фондовой бирже, а 1 ноября 2009 года начал брать молоко, мясо в деревне и продавать в Москве. 2 года вставал в 4 утра, чтобы забрать продукты, а до 2-х ночи с женой варили компоты и пекли запеканки. Позже купил 20 Га в Тульской области у своего поставщика баранины. А в ковид окончательно перебрался жить на землю.

В статье рассказал, как построил сельскохозяйственное производство за 250 млн, как 5 раз перестраивал коровник, почему курятник нельзя отапливать коровником, как работают поилки для кур, как разместить поросят, чтобы свиноматка их не раздавила. А еще посчитал экономику коровы, свиньи

Три года с импортозамещенной виртуализацией: опыт использования РОСПЛАТФОРМЫ

2 hours 39 min ago

Привет, Хабр! Меня зовут Михаил Терехин, я начальник ИТ‑отдела в ООО «РСХБ‑Финансовые консультации» — дочерней компании Россельхозбанка. Сегодня поделюсь с вами ощущениями от использования отечественной системы виртуализации РОСПЛАТФОРМА и тем, как мы переводили на нее нашу компанию.

Читать далее

Тирания маргинального юзера. Почему всё вокруг становится примитивнее

3 hours 27 min ago


C каждым годом софт требует всё больше ресурсов: больше памяти, мощного CPU, аппаратного ускорения графики и т. д. Причина в целом понятна. Постоянные тормоза веб-платформы и нового софта — отчасти плата за удобство разработки (с повышением уровня абстракций). Железо становится мощнее, индустрия это использует. Всё нормально.

Но непонятно другое. Почему происходит реальная деградация интерфейсов. Грубо говоря, почему они становятся всё более примитивными и тупыми, словно рассчитаны на жителей «Идиократии» (на КДПВ). И речь не только о веб-сайтах.
Читать дальше →

7 ошибок джунов в DevOps, которые мешают им стать мидлами

3 hours 49 min ago

В прошлой статье мы рассмотрели, каким должен быть джуниор-DevOps-инженер. Сегодня пойдём чуть дальше, вспомним наш опыт и расскажем, какие ошибки могут мешать джуниорам перейти на грейд «мидл».

Читать далее

[Перевод] Абсолютный минимум об Unicode на 2023 год (всё ещё — никаких оправданий!)

4 hours 16 min ago

Двадцать лет назад Джоэл Спольски написал: «Не существует такой штуки, как «обычный текст». Если имеется строка, но неизвестно, какую кодировку символов она использует — смысла в этой строке нет. Больше нельзя спрятать голову в песок и притвориться, что «обычный» текст имеет кодировку ASCII.»

Многое изменилось за 20 лет. В 2003 году главный вопрос звучал так: «Что это за кодировка?». В 2023 году такой вопрос больше не стоит: с вероятностью в 98% это — UTF-8. Наконец то! Можно снова спрятать голову в песок!

Читать далее

Яндекс Браузер для организаций. Опыт QIWI

4 hours 21 min ago

Привет! Меня зовут Сергей, я ведущий системный администратор службы эксплуатации в QIWI. Так сложилось, что в нашей компании довольно большое число сотрудников, и часть из них работает в специфических системах.

Например, есть люди, которые в своей работе часто взаимодействуют с бухгалтерией, финансами, единой биометрической системой, Госуслугами, Контуром и прочим добром. Причём от того, насколько комфортно им это делать, на самом деле зависит выполнение их рабочих обязанностей. А вы знаете, что сейчас для многих (если не для большинства) окологосударственных сайтов нужны сертификаты. И чтобы сделать из дефолтного Chrome или Firefox подходящий инструмент для такого сотрудника, приходилось немного костылить — обвешиваться плагинами, настраивать их, потом по отдельности помогать каждому человеку, если что-то вдруг тупило. В общем, так себе история.

Но работать-то надо. И желательно — без заморочек, в централизованном формате «Включил — работаешь». Поэтому мы решили, что хватит это терпеть, и попробовали Яндекс Браузер для организаций.

Под катом я расскажу, что умеет Браузер на сегодня, как именно мы его внедряли, поделюсь нашим скриптом для быстрой миграции (вдруг вам тоже пригодится) и впечатлениями от работы. Вишенкой — о работе Браузера в закрытом контуре без внешней телеметрии.

Читать далее

Цифровой термометр на жесткой логике

4 hours 26 min ago
Привет, Хабр!

В этой статье я расскажу вам, про электронный термометр с цифровой индикацией и линейной шкалой без применения микроконтроллеров и программирования.

Данный проект появился, когда очередной раз мне пришлось сменить САПР для проектирования печатных плат. Нужна была какая-то тестовая схема, чтобы изучить возможности новой для меня программы. И, как это часто бывает, в процессе я немного увлекся.

Схема разработана буквально на тех компонентах, которые болтались у меня под рукой. Она не претендует на что-то серьезное, но вполне сгодиться в качестве досуга на выходной день.
А что может получиться у скучающего схемотехника, когда нет четко сформулированного ТЗ, вы узнаете под катом.


Читать дальше →

О JavaScript и WebAssembly

4 hours 26 min ago


Hello world!


На днях я баловался с WebAssembly и получил довольно неожиданные результаты, которыми и хочу с вами поделиться в этой небольшой заметке.


Хорошо, если вы знаете JS/Node.js и хотя бы слышали о WASM и Rust.

Читать дальше →

[Перевод] Может ли жизнь существовать в молекулярных облаках?

5 hours 1 min ago

Наши поиски жизни за пределами Земли всё ещё находятся в зачаточном состоянии. Мы сконцентрировались на Марсе и, в меньшей степени, на океанических спутниках, таких как Европа у Юпитера и Энцелад у Сатурна. Должны ли мы расширить наши поиски, чтобы охватить более маловероятные места — такие, как молекулярные облака?

Идея о том, что жизнь может существовать на других мирах, таких как Марс или Европа, набрала силу в последние несколько десятилетий. Учёные обнаружили, что земная жизнь сохраняется даже в экстремальных условиях: гидротермальных источниках, антарктических паковых льдах, щелочных озёрах и даже внутри ядерных реакторов.

Параллельно с этими открытиями астрономы обнаружили химические строительные блоки жизни в космосе. Они обнаружили аминокислоты в метеоритах, органическую химию в межзвёздной среде (ISM) и полициклические ароматические углеводороды (PAHs) в молекулярных облаках.

Читать далее

Зонтичный мониторинг в X5 Group, или как построить цифровую карту здоровья бизнеса с миллионом объектов

5 hours 27 min ago

Привет, Хабр! Хотим рассказать о том, как и зачем Х5 Group внедряет зонтичный мониторинг Monq, почему сущность и состояние «магазина» для бизнеса важнее виртуальных объектов, ну и как вообще стало возможным не только собрать под один зонтик >1.1 млн объектов и данные всего ИТ-окружения, но и силами ЛАНИТ-Интеграции автоматизировать построение модели здоровья и ресурсно-сервисной модели с помощью low-code автоматизации. 

Читать далее

Кто такие LLM-агенты и что они умеют?

5 hours 35 min ago

В последнее время большие языковые модели (Large Language Models, LLM) стали невероятно популярными — кажется, их обсуждают везде, от школьных коридоров до Сената США. Сфера LLM растёт бурными темпами, привлекая внимание не только специалистов в области машинного обучения, но и обычных пользователей. Кто-то высказывает массу опасений насчет их дальнейшего развития, а кто-то и вовсе предлагает бомбить дата-центры — и даже в Белом Доме обсуждают будущее моделей. Но неужели текстом можно кому-то навредить? А что если такая модель приобрела бы агентность, смогла создать себе физическую оболочку и полностью ей управлять? Ну, это какая-то фантастика из (не)далёкого будущего, а про агентов нашего времени я расскажу в этой статье. И не переживайте — знание машинного обучения вам не понадобится!

Читать далее

Геймдев сокращается

6 hours 25 min ago

Мало кого удивишь новостями об увольнениях и сокращениях в геймдеве в этом году. Горячий заголовок из последних: разработчикам Roblox дали выбор — возвращаться в офис или увольняться. И таких заголовков в 2023 году было много. По данным РБК PRO, работы в этом году лишились 7 тысяч человек, что на 716% больше, чем в прошлом.

Читать далее

Илон Маск признался, на чем он вертел рекламодателей, а айтишники выдумали себе кибер-прогерш

7 hours 28 min ago

Почти все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: на СПБ Бирже оказалось незаблокировано только 30% валюты клиентов, финнам один день приплачивали за сжигание электричества, а в OpenAI отметили годовасиковость ChatGPT завершением подковерных баталий.

Читать далее

Почему x^0 = 1 наглядно

8 hours 26 min ago

Традиционное определение для операции возведения в натуральную степень (или целую положительную) вводится примерно следующим образом:

Возведе́ние в сте́пень — арифметическая операция, первоначально определяемая как результат многократного умножения числа на себя.

Но более точная формулировка всё же другая:

Возведение числа X в целочисленную степень N — арифметическая операция, определяемая как результат многократного [N по модулю раз] умножения либо деления единицы на число X.

Разбираемся под катом! >>

Размышления о мире. Часть 1: Панкомпьютационализм

10 hours 5 min ago

Отбросьте невозможное — и то, что останется, каким бы невероятным оно ни казалось, должно быть истиной
"Знак четырех", Артур Конан Дойл

В начале XX века были созданы две самые смелые и передовые на данный момент теории физики - теория относительности и квантовая механика. Их создатели подобно Шерлоку Холмсу с помощью строгого логического рассуждения отсекали невозможные и противоречивые теории, и поверили в то, что оставшийся вариант, каким бы невероятным он не казался, должен быть истинным. Они поверили в него, даже несмотря на то, что согласно этому последнему варианту время для разных наблюдателей может течь по-разному, а на фундаментальном уровне реальности не существует никакой определенности.

В этой серии постов я хочу рассказать о двух смелых выводах, к которым можно придти, опираясь лишь на непосредственный опыт и строгие логические рассуждения. Корни этих рассуждений уходят в глубокую древность - к истокам древнегреческой и древнеиндийской философии. Несмотря на всю кажущуюся невероятность этих выводов, в их истинности уверены многие знаменитые математики, физики, нейробиологи и философы.

Читать далее

Мини-ПК начала декабря 2023 года: почти что новогодние устройства

12 hours 41 min ago

Несмотря на близость праздников, производители компьютерного «железа» продолжают выпускать устройства, хорошие и разные. Это актуально и для мини-ПК, которые можно использовать для самых разных целей — от DIY-проектов до решения обычных офисных задач. Несколько гаджетов, которые, по нашему мнению, заслуживают внимания — под катом.
Читать дальше →

Фильтры Ansible: превращаем сложное в простое

13 hours 43 min ago

Используя Ansible в качестве инструмента автоматизации, часть приходится сталкиваться с задачей обработки и фильтрации структурированных данных. Как правило, это набор фактов, полученных с управляемых серверов, или ответ на запрос к внешним API, которые возвращают данные в виде стандартного json. Многие неопытные инженеры, используя Ansible в таких случаях, начинают прибегать к помощи привычных консольных команд и начинают городить то, что среди специалистов получило название bashsible. В общем, вспоминается известный мем:

Читать далее

Алгоритм MiniMax. Использование минимакса в Unity на примере игры Поймай Овечку

14 hours 21 min ago

Минимакс - популярный алгоритм для принятия решений в играх с нулевой суммой (один выиграл - другой проиграл). Казалось бы, раз он так популярен, то всё что можно было про него сказать уже сказано? Не совсем. Информация сильно раздроблена, иногда ошибочна, а найти какие-либо примеры в играх довольно сложно. Поэтому в этой статье я постараюсь прояснить процесс разработки ИИ на основе минимакса для игры "Поймай Овечку".

Читать далее

Алгоритм поиска в глубину для процедурной генерации лабиринтов

14 hours 22 min ago

В этой статье я расскажу об алгоритме процедурной генерации лабиринтов методом поиска в глубину (Randomized depth-first search with recursive backtracking).

Читать далее

Who's online

There are currently 1 user and 1 guest online.