Далеко не все разработчики имеют радость в настройке проекта посредством системы сборки CMake. У кого-то это вызывает банальную неприязнь, а кого-то банально проблемы с тем, чтобы корректно написать CMake конфигурацию. Как минимум несколько разработчиков в разных частях проекта могут писать CMake код по разному стилю или по разному количеству ошибок, добавляю хаос и неопределенность в процесс сборки.
Не поймите меня неправильно. Я не осуждаю, а лишь хочу показать распространенный способ, при котором можно организовать этот хаос и хотя бы попытаться уменьшить неопределенность.
* Превью сгенерировано с помощью Adobe Firefly
Читать далееВеб-разработчики нередко воспринимают браузер как «черный ящик», который каким-то чудом превращает HTML, CSS и JS в интерактивные веб-приложения. На самом деле современный браузер — будь то Chrome (на базе Chromium), Firefox (Gecko) или Safari (WebKit) — представляет собой чрезвычайно сложное программное решение. Он управляет сетевыми запросами, разбирает (парсит) и выполняет код, рендерит графику с ускорением на графическом процессоре (GPU) и изолирует контент в отдельных процессах для обеспечения безопасности.
В этой серии статей мы подробно рассмотрим, как устроены современные браузеры, сделав акцент на архитектуре и внутреннем устройстве Chromium, но также отметим ключевые отличия в других браузерах. Мы рассмотрим весь цикл: от сетевого стека и конвейера парсинга до рендеринга с помощью Blink, выполнения JS с помощью движка V8, загрузки модулей, многопроцессной архитектуры, песочниц безопасности и инструментов разработчика. Главная цель — дать понятное и доступное объяснение того, что происходит в браузере "под капотом".
Читать далееКак мы видели в первой части, воздухоплавание было изобретено во Франции эпохи Просвещения, и идея управляемого воздушного шара, дословно по-французски ballon dirigeable, возникла на следующий же год после полётов первых воздушных шаров. Однако первые эксперименты по созданию дирижаблей на ручной силе — достаточно компактных и лёгких паровых машин пока не существовало даже в проектах — окончились провалом, в том числе попытки создать дирижабль-бомбардировщик в России для отражения вторжения Наполеона в 1812 году. Прогресс, однако, не стоял на месте, и невозможное в конце XVIII столетия к середине XIX века уже было теоретически и конструктивно осуществимым. А идея сделать воздушный шар управляемым никогда не покидала пытливые умы изобретателей — особенно французских, считавших воздухоплавание предметом национальной гордости.
Читать далееЕсли JS/TS это динамичный, асинхронный «ассемблер» для веба, построенный вокруг одного потока и цикла событий, то Go это строгий, параллельный «ассемблер» для облака, построенный на простоте, явности и истинном параллелизме.
Многие классические учебные материалы по Go, которые вы можете найти, уже устарели. Официальный документ "Effective Go", написанный в 2009 году, не охватывает ни модули, ни дженерики. Два аспекта, которые являются фундаментальными для современного Go. Аналогично, многие популярные книги, такие как "The Go Programming Language", были написаны до появления дженериков. Этот документ призван стать современной отправной точкой, ориентированной на версию Go 1.25+ и использующей ваши существующие знания JS/TS для ускорения обучения.
Читать далееРассказываю про одну простую, но эффективную реализацию вебхуков, не требующую тотальной переделки вашей замечательной системы и/или сетевой инфраструктуры.
~300 строк кода.
Читать далееХудожественная реконструкция реального эпизода 1773 года: охота за султанскими сокровищами в Средиземном море.
Главный герой — Георгий Ризо, греческий капитан, адъютант графа Алексея Орлова и командир корсарской эскадры. Перед ним — карта района плавания. По ней он объясняет экипажу свой замысел и вдохновляет экипаж на рискованное предприятие.
Бизнес — это тоже своего рода поход за сокровищами.
И в такой мощной программе управления, как 1С:ERP, «карта похода» — единый наглядный инструмент планирования — нужна руководителю ровно так же, как капитану — карта района плавания.
Но в 1С:ERP такой карты нет. В подсистеме планирования данной программы отсутствует рабочее место руководителя — нет визуального инструмента, который позволял бы одним взглядом охватить весь бизнес-замысел: стратегию, тактику и связи между ними.
Ниже — о том, как я создавал прототип такой карты. Создавал буквально «на коленке». И как из «карты для руководителя» неожиданно вырос ИИ-помощник по планированию в 1С:ERP.
Читать далееВ одном из моих докладов по ассемблеру я показал список из 20 самых часто исполняемых команд на среднем десктопе x86 с Linux. Разумеется, в этом списке были привычные mov, add, lea, sub, jmp, call и так далее; неожиданным стало включение в него xor — «eXclusive OR». В эпоху, когда я занимался хакингом на 6502, наличие XOR было почти абсолютно точным указанием на то, что найдена часть кода, связанная с шифрованием, или какая-то подпрограмма обработки спрайтов. Поэтому удивительно, что машина с Linux, просто занимающаяся своими делами, выполняет такое количество этих команд.
Но потом мы вспоминаем о том, что компиляторы любят генерировать xor при присвоении регистру нулевого значения.
Читать далееПроверяя одну из своих механик, я спавнил последовательно NPC одного за другим и, внезапно, обнаружил, что где-то на 60 агентах у меня картинка уже заметно подлагивает.
В этот момент, в очередной раз смотря в код, я понял, что нужен тотальный рефакторинг. И вместо того, чтобы отрефакторить мою ООП-шную архитектуру, я решил переписать модуль NPC на какое-то подобие ECS. Естественно, я решил не использовать библиотеки Unity, а написать какой-то свой гибрид.
В этой статье я попытаюсь описать сложности, с которыми я столкнулся и свои впечатления от итога.
Это еще одна статья из цикла про разработку игр без прикладного опыта. Если вам интересна эта и подобные темы - подписывайтесь на мой ТГ-канал Homemade Gamedev, где посты выходят чаще, и я пишу про текущие задачи в проекте.
Читать далееИнфраструктура для задач инференса и ИИ в целом переживает стремительный рост — возможно, самый бурный за всю историю отрасли. Мощность GPU и специализированных ускорителей растет, постоянно выходят новые модели, а сетевые фабрики переходят на скорости терабитного уровня.
На этом фоне производители постоянно представляют новые решения — от революционных dataflow-ускорителей и гипермасштабных коммутаторов до систем жидкостного и иммерсионного охлаждения, без которых уже невозможно строить современные ИИ-кластеры.
Привет, Хабр! Меня зовут Сергей Ковалёв, я менеджер выделенных серверов в Selectel. В новом дайджесте — ключевые анонсы, большинство из которых завязаны на задачах AI. Подробности под катом!
Читать далееВ предыдущей статье я сравнивал такие модели, как GPT-5, Gemini 3 Pro, Claude Opus 4.5. Сегодня битвы не будет, но мы подробно рассмотрим одну недавно вышедшую модель - Grok 4.1. Разберемся в ее особенностях, протестируем, и я, исходя из своего (далеко не самого авторитетного) мнения, постараюсь оценить эту разработку команды Илона Маска.
Устраивайтесь поудобнее, я начинаю.
Читать далееСегодня у многих есть свой Telegram-канал: личный блог, канал продукта, проектная рассылка или просто канал "для своих". Посты публикуются, идут реакции, подписчики иногда растут, иногда падают. Но до статистики большинство добирается редко: нужно отдельно открывать статистику от телеграм, которая не у всех то и доступна, смотреть графики, считать охваты и пытаться понять, какие посты зашли, а какие нет.
Очевидный путь - автоматизировать все самому: поднять VPS, поставить туда Python, написать скрипт, настроить crontab, следить за работой и молиться, что все будет работать без ошибок. Ради одного короткого задания раз в день это выглядит избыточно, приходится платить за целую виртуалку и тратить время на настройку.
В этой статье я покажу, как сделать проще: собрать небольшой Python-скрипт, который раз в день отправляет вам в Telegram краткий отчет по каналу: количество постов, просмотры, репосты, реакции, самые популярные реакции и топ-посты за указанный вами период без необходимости постоянной аренды VPS.
Читать далееТранскраниальный стимулятор (tDCS) своими руками. Апгрейд мозга из одноразового вейпа: или то, что могло его убить, теперь может его прокачать.
Disclaimer: Это инженерный эксперимент, а не медицинская рекомендация. Всем, кто решится повторить, — осторожность, точность и здравый смысл!
Читать далееВ этой статье 10 лайфстайл-трендов 2026 года, отмеченных в отчётах WGSN, McKinsey, Pinterest Predicts и Euromonitor, которые показывают сдвиг не только в маркетинге и коммуникациях, но и в мировосприятии.
Поговорим о ностальгии и ретро-футуризме, росте силы сообществ, восточных культурных кодах, цифровом минимализме, осмысленном брендинге и экономике впечатлений.
Я вернулся в 1999-й и поймал вирус CIH, он же Чернобыль. В новой серии машины времени проверяю: что бы случилось с моим компьютером, если бы я случайно запустил заражённый .exe.
В статье вы узнаете:
• Почему 26 апреля 1999-го мой компьютер превратился в «кирпич»;
• Как CIH перезаписывал BIOS и стирал загрузочные сектора;
• И зачем создавали ранние вирусы в эпоху без денег;
Настоящая интернет-ностальгия 1999-го ждёт.
Читать и отправиться в 2000-йPowerShell — удивительное сочетание интерактивного командного шелла и полноценного скриптового языка. Именно из-за этой гибридной природы он нередко ломает привычные ожидания разработчиков, пришедших из классических языков программирования. Те механизмы, которые в PowerShell делают жизнь администратора проще, для программиста могут выглядеть хаотичными, порой нелогичными и даже раздражающим.
Прочувствовав на себе эти особенности и собрав немало "граблей", хотел бы поделиться своим опытом, возможно это кому-то будет полезно.
Читать далееБорис Цирлин
Рассматриваются дистрибутивные схемы - подкласс схем, не зависящих от скорости, являющийся промежуточным между последовательными и полумодулярными схемами.
Подсчитано количество таких схем, состоящих из двух и трех элементов. Определены и подсчитаны неизоморфные дистрибутивные схемы.
Публикуем новый полный перевод хрестоматийной статьи Эдсгера Дейкстры. Этот текст, опубликованный в 1968 году в журнале Communications of the ACM в формате письма в редакцию, заложил основы структурного программирования, впервые строго аргументировав отказ от оператора go to в пользу использования циклов и условных конструкций.
Читать далееЧто, если то, чему нас учили о концентрации, не совсем правда? Мы гоним прочь посторонние мысли, боремся с «блужданием ума» и корим себя за каждую минуту, когда внимание ускользает от задачи. Но что, если эти самые минуты — не сбой системы, а её секретная фича, включение особого режима работы? Последние научные данные говорят: именно когда вы «витаете в облаках», ваш мозг может учиться тому, чему не научится при полном фокусе.
Ученые давно знают, что мы проводим в этом состоянии (его называют «ментальным блужданием») от 30 до 50% времени бодрствования. И традиционно его считали врагом №1 для учебы. Пропустил объяснение учителя, потому что витал в облаках — получил двойку. Логично? Да. Но новое исследование венгерских нейробиологов ломает эту логику. Оказывается, для одного конкретного типа обучения ментальное блуждание не просто не мешает, а является суперсилой.
Любопытно, давай дальше...Я Павел Мамонов, 40 лет, основатель крупнейшего сообщества в Рунете людей, занятых на FMCG рынке. Я хотел бы посвятить цикл статей одному из моих самых больших проектов который занял достаточно большой период моей жизни.
Проект заслуживающий внимание и заслуживший право остаться в истории FMCG рынка, поскольку является типичным примером интернет - стартапа который рождается в гараже на колене в России (во времена, когда стоимость входа в интернет индустрию была очень низкой).
Проект, который удерживал лидирующие позиции на протяжении почти 10 лет в своей ниши, являясь частью жизни FMCG B2B рынка того времени.
Проект который может служить примером ошибок и надежд основателей слепо идущих к своей цели, не замечающих грань где заканчивается хобби и начинается бизнес, незамечающих фунтамента на котором должен строится бизнес.
Для упрощения воспринятия материала читателям материал будет состоять из цикла статей котррое будут белить проект на этапы жизни соответствующими модели жизненого цикла компании по Адизису, пологаю так будет легче воспинимать материал и анализировать допущенные ошибки.
Читать далееКоллектив ученых из МФТИ и Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН разработал новую составную упругопластическую модель, которая с высокой точностью описывает сложное поведение льда при низкоскоростных ударах. Эта модель впервые позволяет детально проследить, как ударное воздействие порождает сложную картину внутренних напряжений и деформационных волн, приводящую к образованию и росту трещин. Исследование крайне важно для развития безопасных технологий освоения Арктики. Результаты работы, выполненной при поддержке гранта Российского научного фонда (грант 23-21-00384), опубликованы в «Сибирском журнале вычислительной математики».
Читать далее